PDA

Просмотр полной версии : Вологда и окрестности


AlexPC
15.06.2010, 03:27
Фотки здесь (http://foto.mail.ru/mail/alexmed2000/Vologda_2010/).

Вот этот текст позвал в дорогу, поэтому его здесь и публикую. Свои комментарии позже :-)

Немного про Вологду.

История Вологды

Этот старинный русский город расположен на живописных берегах одноименной реки, формирующей неповторимые городские пейзажи. Интересно, что Вологда ведет свою историю с того же года, что и Москва - 1147. Именно тогда, согласно летописным источникам, вологодский чудотворец Герасим пришел на реку Вологду, на "великий лес" и застал там деревянную церковь Воскресения, вокруг которой и раскинулся "средний посад малого торжка".

Основана была Вологда новгородцами на пути волока, соединявшего бассейны рек Сухона и Шексна. Местоположение города было весьма выгодно: через него проходил торговый путь из Москвы к Белому морю, приобретший особое значение после заключения в 1555 году торгового договора с Англией. До конца XVII века Вологда сохраняла роль форпоста на Севере России.

Иван Грозный

Наиболее колоритные события в истории города связаны с царствованием Ивана Грозного. Впервые царь побывал здесь во время своего знаменитого паломничества по северным монастырям летом 1545 года. А в 1565 году он вновь возвращается в Вологду с повелением "рвы копать и сваи уготовлять, и место чистить, где быть градским стенам каменного здания". Столь большое внимание со стороны государя породило смелую версию о том, будто царь собирался превратить Вологду в столицу, стоящую в центре торговых путей и свободную от влияния бояр. Более осторожные исследователи говорят о строительстве как минимум северной резиденции царя.
Закладка каменной крепости проходила под непосредственным досмотром царя 28 апреля 1565 года, в день святых апостолов Иасона и Сосипатра. Это событие впоследствии дало другое название Вологде - Насон-город, известное по песням и преданиям. Крепостные стены должны были оградить детинец (кремль) - новый городской центр, выбранный царем и не совпадавший с прежним центром города, - Ленивой площадкой, находящейся несколько ниже по течению реки Вологды, на ее высоком правом берегу. Градостроительными работами руководил известный русский инженер XVI века Размысл Петров.
На протяжении 1565 - 1571 годов Иван Грозный часто бывал в Вологде, наблюдая за сооружением крепости и каменного Софийского собора.

Софийский собор

Храмы, подобные Софийскому, очень характерны для русского зодчества XVI столетия и восходят к столичному прототипу - Успенскому собору в Москве. Вологодский собор отличается от первоисточника особой лаконичностью архитектуры, придающей ему специфическую северную строгость.
В 1568 году, во время своего третьего приезда в Вологду, царь Иван IV повелел начать строительство соборной церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы внутри города у Архиерейского дома. Летописи свидетельствуют, что царь придавал большое значение идее постройки собора. Так, строители были обеспечены всем необходимым материалом: им было разрешено пользоваться тем "каменным припасом", который с большим трудом был заготовлен для постройки стен города и городских зданий. Строители должны были особенно заботиться о прочности постройки. По сообщению местного летописца, кладку собора нередко вели под наблюдением самого царя; то, что успевали выстроить за день, на ночь прикрывали от холода и дождя "лубьем и другими орудиями".

По воле Ивана Грозного, собор имеет одну примечательную особенность. Согласно древнему церковному канону, алтарь храма должен быть обращен на восток. Алтарь же Софийского собора смотрит на северо-восток, причем на север преимущественно. Вероятно, Иван IV хотел, чтобы алтарь собора был обращен к реке Вологде, хотя подобное расположение и противоречило традиции церковного строительства.

В 1571 году в Вологде начало распространяться сильное моровое поветрие; в том же году на Москву напал крымский хан. Вероятно, эти события побудили Ивана Грозного покинуть Вологду и вернуться в столицу. По другой версии, причиной отказа от завершения строительства Вологодской крепости стала ликвидация опричнины. Но наиболее интересную версию донесла до нас народная молва. Согласно легенде, во время осмотра царем собора из его кровли вывалился камень и повредил государю голову. Сначала государь в гневе приказал разобрать храм, но позже уступил просьбам приближенных и отменил свое решение. Однако в случившемся он увидел дурное предзнаменование, и оставил свои планы в отношении Вологды нереализованными. Вскоре Иван Грозный навсегда покинул Вологду.

С отъездом царя всё начатое при нем строительство в Вологде прекратилось. К тому времени Софийский собор был почти готов вчерне, но не имел ни отделки, ни внутреннего убранства. Храм оставался неоконченным в течение 17 лет, и лишь в 1587 году был достроен и освящен.

Через 25 лет, в тяжелом для России 1612 году собор наряду с другими вологодскими церквями пострадал от польско-литовского нашествия, и его пришлось восстанавливать и заново освящать. После всех переделок, в 1627 году Софийский собор представлял собой каменный трехпрестольный храм о пяти главах.

В 1685 - 1687 гг. стены храма были расписаны ярославскими мастерами под руководством Дмитрия Плеханова. Впоследствии Софийский собор неоднократно обновлялся и украшался; и свой нынешний вид он принял только в XX столетии.

Насон-город

Строительство каменной крепости также прервалось с отъездом Ивана Грозного. Полностью работы удалось завершить только на одном участке - вдоль русла реки Золотуха. "Стена Грозного" имела каменную кладку на высоту до 8 метров. Устрашающий облик крепости дополняли каменные башни и глубокий ров. Каменной была и часть противоположной стены, проходящей параллельно Ленинградской улице. Деревянные, 9-ти метровые стены, возведённые значительно позднее, были скорее украшением, чем реальной защитой от нападения. К середине XVII века Вологодская крепость обветшала и постепенно разрушилась. Золотуха подмыла каменные стены крепости, и их пришлось разобрать. Последним отголоском тех легендарных дней долгое время оставалась каменная пороховая башня, стоявшая на углу современных улиц Октябрьской и Ленинградской. Однако даже она не смогла противостоять силе времени. В 1820 году, при строительстве бульвара, башня была разобрана за ненадобностью. Однако и по сей день от местных жителей можно услышать выражение "город в городе" в отношении квартала в границах бывшего Насон-города.

Вологодский кремль

Современный Вологодский кремль (название комплекса появилось в XIX веке) - это часть бывшего грозненского кремля-детинца. Вологодский кремлевский комплекс создавался в течение нескольких столетий, его разновременные постройки сильно отличаются друг от друга по своему виду, у них нет единого стиля.

К Вологодскому кремлевскому комплексу традиционно относят Архиерейский двор (главным образом благодаря его высоким крепостным стенам), и неразрывно связанные с этими стенами Воскресенский собор, и Софийскую колокольню. Софийский собор, хотя и находится вне крепостных стен, градостроительно неразрывно связан с кремлем.

Соборная колокольня, как бы встроенная в восточную стену, возвышается напротив собора. В юго-восточном углу ограды располагается второй, меньший по размеру собор - Воскресенский.

Архиерейский двор

До середины XVII века все постройки владычной резиденции были деревянными. Они были обнесены деревянным забором с несколькими воротами.
Первой каменной постройкой стал Симоновский корпус (или Архиерейские палаты) с одноглавой домовой церковью Рождества Христова, названный по имени архиепископа Симона, при котором он был построен в 1669 - 1671 годах. Это было самое роскошное здание не только в епископской резиденции, но и во всей Вологде.

Сразу после появления епископского "дворца" Архиерейский двор в очень короткий срок (1671 - 1675 годы) был обнесен высокими каменными стенами с многочисленными хозяйственными постройками, несколькими воротами и четырьмя башнями на углах неправильного четырехугольника.
Высокая ограда с ее бойницами, с крытыми переходами по внутренней стороне, построенная по правилам фортификационного искусства XVII века, напоминает крепость, хотя и никогда не подвергалась вражескому нападению. Эти внешние атрибуты древнерусского крепостного зодчества имели чисто символический смысл. Сооружение обширных и парадных резиденций духовных властей типично для конца XVII века.

Особенно интенсивное строительство на территории нынешнего кремля, то есть в Архиерейском доме и в Софийском соборе, велось в 60-70-х годах XVIII века при вологодском епископе Иосифе Золотом. Главным результатом этих строительных работ можно считать создание его личных апартаментов - роскошных трехэтажных каменных покоев, построенных в нарядных формах барокко.

В тех же барочных формах при Иосифе был возведен Воскресенский собор, о котором речь пойдет ниже.

Кроме того, при Иосифе Золотом в Архиерейском доме был разбит сад с фруктовыми деревьями и большим прудом (вне кремлевских стен), и посажены новые деревья в центральном дворе.

В архиерейской ограде было несколько ворот, главными из которых считались восточные Святые ворота. Они существовали еще со времен деревянной ограды, и были тогда "створистыми", с прорезной решеткой, украшенными иконами и увенчанными тремя шатрами. В середине XVII века над Святыми воротами вместо обитых "чешуей" шатров была построена домовая Трехсвятная церковь. При строительстве каменных стен церковь разобрали, а впоследствии и сами ворота были заложены.

Заложены были также несколько других ворот, и в настоящее время в Архиерейский двор ведут лишь два входа: главный вход с востока, расположенный между Воскресенским собором и колокольней; и второй - почти у северного угла каменной ограды, приводящий на Консисторский дворик.

Сложившаяся на протяжении трех столетий застройка разделила территорию кремля на три двора. Из них главный, центральный занимает большую часть территории; в северо-восточном углу находится небольшой Консисторский дворик, в северо-западном - хозяйственный двор.
Во второй половине XX века проводилась реставрация некоторых кремлевских зданий. В настоящее время большая часть бывшей архиерейской резиденции используются Областным краеведческим музеем-заповедником.

Колокольня

Величественная, стройная колокольня Софийского собора заслуживает отдельного описания.

Первая колокольня Софийского собора появилась на этом месте в 20- х годах XVII века. В писцовой книге 1627 года она описывается деревянной, восьмиугольной, с шатровым верхом, крытым "чешуей". В колокольне было "двои полати", три лестницы, часы; колоколов одиннадцать: 2 больших, 9 средних и малых. В 1636 году эта колокольня сгорела. Новую деревянную колокольню срубили в 1642 году.

В 1654-1659 годах ее заменили каменной, столпообразной, также восьмиугольной колокольней, с шатровым каменным верхом, увенчанным небольшой главкой, причем материалом для строительства употреблялся запас камня, сделанный Иваном Грозным для постройки в Вологде каменной крепости. Это сооружение являлось прекрасным образцом звонницы русского стиля. В 1659 году починили и перенесли на новую колокольню боевые часы. При Иосифе Золотом каменная Софийская колокольня была отремонтирована и побелена. В 1863 году на звоннице насчитывалось 25 колоколов. Эта колокольня просуществовала до XIX века.

В 1860-х годах вологодский архиепископ Палладий пожелал видеть колокольню главного городского храма самой высокой в епархии. Древняя, просуществовавшая более двухсот лет колокольня подверглась коренному изменению: ее шатровый верх и ярус звонов были сняты, а нижний ярус послужил основанием для новой, значительно более высокой, колокольни, строительство которой осуществлялось в 1869 - 1870 годах по проекту губернского архитектора В. Н. Шильдкнехта. Эта колокольня практически без изменений сохранилась до наших дней.

Псевдоготические формы современной Софийской колокольни соседствуют с древнерусской позолоченной луковичной главой. При явно эклектическом общем стиле сооружения, безусловно удачен общий силуэт, хорошо выражающий свое предназначение - служить колокольней главного в епархии соборного храма.

Аналогию древней каменной звонницы и почти ее современницу можно видеть и в настоящее время - это колокольня Владимирской церкви.
На Софийской колокольне сохранился настоящий музей колоколов, преимущественно голландских, русских и немецких - XVII, XVIII и XIX веков. Наиболее интересны колокола XVII века с характерными для того времени названиями: "Часовой" (1627 г.), "Великопостный" (1643 г.), "Водовоз" (1643 г. ), "Малая Лебедь" (1656 г.), "Большой" весом 400 пудов (отлит в Любеке, 1687 г.), "Большая Лебедь" (1682 г.), "Архангельский" (1689 г.) и другие.

С колокольни открывается великолепный вид на город, а вдали, за городом, виднеются стены и башни Спасо-Прилуцкого монастыря.

Воскресенский собор

Воскресенский собор - третье из сооружений Вологодского кремля, стоящее вне его стен и, тем не менее, являющееся неотъемлемой его частью.
Первоначально теплый каменный храм, предназначенный для зимнего богослужения, на территории кремля был возведен между 1757 и 1770 годами и освящен во имя Сретения Господня. Однако вскоре обнаружились многочисленные дефекты постройки, указывающие на его непрочность. Поэтому в 1771 году собор был полностью разобран и возведен вновь, уже как Воскресенский.

Храм был построен при вологодском епископе Иосифе Золотом, на месте юго-восточной кремлевской башни. Для постройки собора было получено разрешение использовать камень и кирпич из развалин крепостных стен и башен Насон-города. Строительство собора началось в 1772 году, при Иосифе, и закончилось в 1776 году, уже после его смерти. Теплый кафедральный собор был достроен при Вологодском преосвященном епископе Иринее и 30 октября 1776 года освящен во имя Воскресения Христа Спасителя.

В Вологодском музее хранится деревянная модель собора, которая отличается от возведенной постройки гораздо более тонкой и изящной трактовкой деталей. По-видимому, она была выполнена столичным архитектором. Само же строительство осуществлялось под руководством местного архитектора Златицкого, который возвел собор согласно модели в формах барокко, остававшегося модным в Вологде в конце XVIII века.

По композиции Воскресенский собор довольно оригинален. Он представляет собой двухэтажное здание, в плане овальной формы, с четырьмя полукруглыми приделами по сторонам и длинным, сильно вытянутым алтарем. Двухъярусные башенки-главки приделов окружают венчающий собор большой купол с овальными окнами и люкарнами, завершенный фонарем с центральной главой.

В 1824 году в честь приезда в Вологду императора Александра I со стороны соборной площади к зданию был пристроен ампирных форм парадный вход-портик, с четырьмя колоннами и фронтоном.

В середине XIX века интерьер собора расписан ярославским живописцем Колчиным, известным по реставрации фресок Софийского собора. Интерьер собора значительно перестроен в 1832 - 1833 годах.

Воскресенский собор сам по себе довольно интересен, однако на фоне мощных кремлевских стен и в особенности вблизи Вологодской Софии он несколько теряется. В настоящее время в Воскресенском соборе располагается областная картинная галерея.

В доме, где резной палисад...

Мощным градообразующим элементом в городе служит река Вологда, разрезающая его своим извилистым руслом. С набережных и мостов открываются живописные виды на городскую застройку, тут и там украшенную силуэтами церквей и колоколен.

До середины XVII века Вологда была деревянной. Центральная часть города по сей день сохраняет целостную жилую деревянную застройку конца XIX - начала XX веков. Большинство памятников деревянного зодчества покрыты изумительной по красоте, тончайшей резьбой. Недаром в популярной песне прошлого пелось о "доме, где резной палисад". В этом северном, богатом лесами краю, искусство резьбы по дереву всегда было на высоте. Каждый уважающий себя хозяин обязательно владел секретами этого мастерства. Резные наличники, ставни, ворота и фронтоны придавали каждому дому совершенно неповторимый облик.

Одним из интереснейших проявлений деревянной скульптуры всегда была посуда. Ложки, тарелки, чашки, ковши - всё вырезалось из дерева. Признанными центрами изготовления деревянной посуды с XVII века были Кирилло-Белозерский монастырь и село Кубенское.

Но не только деревянной резьбой знаменита вологодская земля. Не только в России, но и за рубежом высоко ценится вологодское кружево. Вологодское масло, молоко, кефир известны по всей стране.

Вологодская земля дала России немало выдающихся деятелей науки, литературы, искусства. Среди них поэт К. Батюшков, писатель В.Гиляровский, знаменитый художник -баталист В.Верещагин, физиолог Н.Введенский, авиаконструктор-С.Ильюшин, летчик-космонавт П.Беляев, поэт Н.Рубцов. Каждый из них провел часть жизни в этом северном городе.

Пригороды и окрестности:

Спасо-Прилуцкий монастырь

Расположенн в двух километрах к северо-востоку от города, в излучине реки Вологды. Свое название он получил от главного Спасского храма и речной излучины, огибающей обитель.

Спасо-Прилуцкий монастырь основал в конце XIV века (между 1377 и 1392 годами) преподобный Дмитрий Прилуцкий, уроженец города Переславля Залесского, известный деятель русской церкви второй половины XIV века, ученик и сподвижник преподобного Сергия Радонежского. Дмитрий Прилуцкий построил в монастыре деревянную церковь и около нее деревянные кельи для иноков.

Подобно другим северным монастырям, Спасо-Прилуцеий монастырь имел выгодное геополитическое расположение, благодаря чему пользовался поддержкой московских князей и царей. Освобождение от уплаты податей, богатые пожертвования в виде земель, денег, церковной утвари позволяли монастырю быстро отстраиваться и благоукрашаться. Сокровища монастыря привлекали внимание соседей - устюжан и вятчан. Сохранились свидетельства об их нападениях на монастырь в конце XIV - начале XV веков.

Однако царствующие особы не оставляли монастырь своим вниманием. Иоанн III перед походом на Казань вытребовал из монастыря образ Преподобного Димитрия Прилуцкого, а после победы в казанском походе он вернул икону монастырю, украсив золотом и серебром. В 1528 году в Спасо-Прилуцком монастыре "у чудотворцев" был князь Василий III с женой Еленой Глинской, чтобы помолиться о чадородии. Иоанн Грозный в 1545 году приезжал в обитель на богомолье, а в 1552 году взял из монастыря Киликиевский крест при сборах в Казанский поход. В 1812 году, при вторжении французской армии в Москву, в соборной Спасской церкви монастыря хранились драгоценности, вывезенные из Патриаршей ризницы, Троице-Сергиевой лавры, многих московских монастырей и соборов.

Художественное значение монастыря чрезвычайно велико: здесь сконцентрированы основные черты вологодских построек за три столетия.
Первоначально все постройки обители были деревянными, однако, обладая значительными средствами, необходимыми для благоустройства, Спасо-Прилуцкий монастырь ранее многих современных ему обителей начал украшаться каменными строениями. Начало новому архитектурному ансамблю положило возведение в первой половине XVI века каменного соборного храма во имя Всемилостивого Спаса и соборной колокольни.

Огромный, величественный Спасский собор царит над всем комплексом. Его могучий кубический объем с тремя крупными полуциркульными апсидами поставлен на высокий подклет, окруженный галереей, и завершен торжественным пятиглавием. Столичное происхождение подобного типа соборного храма очевидно.

Одновременно с возведением собора строилась колокольня. Первоначально это был столпообразный храм с престолом во имя Трех Святителей, над которым располагался ярус звонов. Подобные столпообразные церкви-колокольни были широко распространены на Руси в XVI веке. Однако эта колокольня вскоре была разобрана и заменена новой.

Ныне существующая каменная соборная колокольня (1639-1656) обладала более значительными размерами, и лучше соответствовала масштабам архитектурного комплекса. Широкий нижний ярус ее составляет подклет с двумя кельями, выше, в двух следующих этажах, помещалась церковь Алексия, высокий восьмерик с открытыми арочными проемами, завершенный шатром, являлся собственно колокольней. Таким образом, новая соборная колокольня, как и ее предшественница, включала в себя храм, что для построек XVII века не совсем обычно и говорит о следовании традициям. В XVIII веке колокольня была надстроена и увенчана фигурным куполом со шпилем, превратившись в характерное для Вологды ярусное здание.
К собору примыкает галерея-переход (с XVII века - крытый), связывающий его с трапезным комплексом. Двухъярусные крытые переходы с проездными арками внизу соединяют Спасский собор с корпусом, включающим трапезную палату, небольшую Введенскую церковь и древние настоятельские кельи. Архитектура этих памятников выдержана в строгом стиле, аналогичном стилю собора.

В северной стене находится главный въезд в обитель - Святые ворота с небольшой надвратной церковью Вознесения Господня, построенные вскоре после соборного Спасского храма. Они оформляют въезд в монастырь со стороны дороги на Архангельск и Белозерск.

Святые ворота, Вознесенская церковь над ними и часть каменной стены являются древнейшей частью монастырской ограды, возникшей в конце XVI века, когда все остальные стены с башнями были еще деревянными. Позднее Вознесенская церковь и Святые ворота оказались включенными в кольцо крепостных стен.

Вознесенский надвратный храм очень прост по композиции и в то же время оригинален. Его кубический объем лишен алтарных апсид, и завершается одной световой главой, первоначально водруженной на два яруса кокошников (кровля изменена на купольную в 1815 г.). Кокошники не отвечали конструкции сводов и являлись декорацией, усиливающей стройность силуэта всей постройки. Двухчастное членение стен, редко встречающееся в древнерусском зодчестве, отражает двухстолпную конструкцию интерьера здания.

Кроме главных Святых ворот, в монастырь ведут Малые ворота в восточной стене и Водяные ворота, выходящие к реке Вологде.
Следует обратить внимание на деревянную шатровую Успенскую церковь - памятник мастерства безымянных древоделов первой четверти XVI века. Это - один из самых ранних шатровых храмов, можно сказать, древнейший памятник шатровой деревянной архитектуры, дошедший до наших дней. Она была восстановленна и перевезенна в 1960-х годах из Александро-Куштского монастыря, основанного в 1420 году в глухой болотистой местности, на низком берегу реки Кушты, в трех километрах от Кубенского озера. Установка этого интересного памятника на территории обители в какой-то степени воссоздает картину древнего монастыря с его смешанной застройкой - каменной и деревянной.

В XVII-XVIII веках территорию Спасо-Прилуцкого монастыря заполняло множество всевозможных деревянных построек. Среди них были и жилые, но главным образом - хозяйственные. Все эти деревянные строения не сохранились, а между тем именно они когда-то придавали монастырю вид зажиточного древнерусского городка с его развитым феодальным хозяйством.

В начале XVII века монастырь окружала с трех сторон деревянная ограда, и лишь с одной стороны - каменная. Отсутствие надежных крепостных стен явилось одной из причин неоднократного разорения монастыря. Поэтому в 1640- 1650-х годах начинается строительство мощных каменных укреплений, которое было завершено в 1656 году, о чем свидетельствует соответствующая надпись, вырезанная в камне над Святыми воротами.
Новые каменные стены превратили Спасо-Прилуцкий монастырь в неприступную крепость. В плане стены монастыря имеют конфигурацию неправильного четырехугольника общей протяженностью около 950 метров. Толщина стен превышает 2 м, высота колеблется в зависимости от их оборонного значения, достигая в местах, не имеющих естественных препятствий, 7 метров.

Существующая ныне окраска красно-оранжевых тонов имеет позднейшее происхождение (вероятно, XIX век). Первоначально монастырская ограда, по традиции, была, несомненно, побелена.

Мощные башни на северном, южном и восточном углах ограды сильно выступают за линию стен, и, вероятно, первоначально рассматривались как главные оборонительные сооружения. Высокие, в основном 16-гранные, они имеют несколько ярусов бойниц и приспособлены к круговой обороне. Стены между башнями имеют устройства для ведения нижнего и верхнего боев. Вдоль всех стен с внутренней стороны на каменных арках или на утолщении стен устроена площадка верхнего боя. Эта площадка служит ходом по периметру монастырской ограды. Со стороны реки Вологды перед стеной устроен земляной вал.

Прежде башни венчали деревянные шатры со смотровыми вышками, замененные в XVIII веке современными фигурными кровлями. В юго-восточной и северо-восточной части ограды до сих пор сохранились так называемые "мешки", или каменные столбы с узкими помещениями внутри, куда заключали особо важных преступников; небольшие отверстия в этих мешках служили для подачи пищи заключенным; кроме того, "каменные мешки" служили для хранения пороха и прочих боеприпасов.

Таким образом, Спасо-Прилуцкий монастырь является интереснейшим архитектурным ансамблем, в котором отдельные памятники, сохраняя самостоятельное историко-художественное значение, образуют вместе с тем неповторимое сочетание, подчеркивающее единство эстетического идеала нескольких поколений зодчих.

В 1955-1960 годах вологодские научно-реставрационные мастерские под руководством архитектора Г.П. Белова проводили масштабные реставрационные работы в монастыре. Все постройки подвергались конструктивному укреплению стен, сводов и фундаментов. Некоторые здания были восстановлены в первоначальном виде, очищены от позднейших переделок и надстроек. Спасский собор восстановил утраченную шлемовидную форму глав. У монастырских построек были восстановлены оконные и дверные проемы, деревянные кровли, настелены тесовые полы, побелены фасады.

В настоящее время здесь расположен действующий мужской монастырь.

Кирилло-Белозерский монастырь

Основан в 1397 году.

Преподобный Кирилл Белозерский

Отец-основатель монастыря, Кирилл Белозерский (1337-1427 гг.), был монахом Симонова монастыря в Москве. Он происходил из знатного рода и имел высокий чин архимандрита, что предполагало неплохую жизнь в столице. Однако в возрасте 60 лет (очень немалом по тем временам) он уходит в Белозерье, где начинает новую жизнь: сам валит лес, сеет, строит.

Вместе со своим сподвижником Ферапонтом он поставил на склоне горы крест, выкопал келью и срубил часовню. Через год Ферапонт покинул Кирилла и основал собственный монастырь в 20 километрах отсюда на берегу Бородавского озера (ныне село Ферапонтово). Однако Кирилл недолго оставался один. В след за ним его новый монастырь пришла часть братии из Симонова монастыря. Обитель была перенесена за речку Свияга, на полуостров Сиверского озера, где были возведены Успенский собор, кельи, трапезная, поварня и другие службы.

Край, где обосновался Кирилл, вовсе не был таким уж безлюдным и безмолвным. Берега Шексны и многих ее притоков были издавна густо заселены, поскольку по ней проходил важнейший торговый путь из Москвы на север. С первых же дней своего пребывания на Сиверском озере Кирилл начал активную скупку земель и прочую хозяйственно - административную деятельность. Кирилл не только создал монастырь, но и отладил его работу так, что и после его смерти (а умер Кирилл в 1427 году в возрасте 90 лет) монастырь продолжал наращивать свое богатство и влияние в общегосударственных масштабах.

Рост монастыря

При игумене Трифоне (1435-1447 гг.) в монастыре началось обширное строительство. В XV-XVII веках он стал влиятельным религиозным центром, который стремилось посетить множество паломников, культурным и экономическим центром Русского Севера.

Процветанию монастыря способствовали существенные денежные пожертвования московских князей и бояр. Монастырь пользовался покровительством великих князей и царей, в том числе Василия Темного, получившего здесь благословение на борьбу с претендовавшим на престол Дмитрием Шемякой; Василия III, вымолившего вместе с женой рождение наследника; и Ивана IV Грозного, который и был тем самым наследником.
В 1601 году только в Белозерском уезде во владении монастыря было 11 сел, 5 селец, 607 деревень и 320 пустошей, а в 1-й половине XVI века его собственностью были земельные владения в 16 уездах России, соляные промыслы, производившие ежегодно 30-50 тысяч пудов соли, рыбные ловли, а также собственный речной флот и торговые дворы в Москве, Твери, Вологде, Ярославле и других городах.

Монастырские постройки и укрепления

Одна из стен Кирилло-Белозерского монастыря обращена к городу, другие построены вдоль берегов Сиверского и Долгого озер. Монастырь занимает площадь около 12 га, превосходя по размерам Троице-Сергиеву Лавру и Соловецкий монастырь. Он сформировался из нескольких последовательно возникавших частей: Старого Города, образованного Успенским и Ивановским монастырями, и Нового Города.

Главные укрепления опоясывали его Западную часть, называющуюся Большой Успенский монастырь, - тот самый, который был построен переселившейся сюда братией московского Симонова монастыря.

Доминирующее положение в ансамбле Успенского монастыря занимает величественный кубический четырехстопный одноглавый Успенский собор (1497 г.). Он был первым каменным храмом монастыря и третьим каменным всего Русского Севера (после соборов Спасо-Каменного и Ферапонтова монастырей). Ему предшествовали два деревянных Успенских храма.

За пять теплых месяцев артель каменщиков Прохора Ростовского завершила каменную кладку собора. Впоследствии храм перестраивался: изящное позакомарное покрытие храма было заменено четырехскатной кровлей, строгую шлемовидную главу сменила вычурная барочная. Сегодня составить целостное впечатление об этом храме практически невозможно: с годами он "оброс" более поздними постройками, вплотную обступившими его. К северо-западному углу собора пристроены две небольшие кубические одноглавые бесстолпные церкви – Владимирская (1554 г., ставшая усыпальницей князей Воротынских) и Епифания (1645 г. усыпальница князей Телятевских). С юга к собору примыкает придельная церковь, сооруженная в 1792-1794 годах над гробницей основателя монастыря Кирилла Белозерского.

До наших дней в Успенском соборе почти полностью сохранился пятиярусный иконостас, современный его постройке – уникальный факт в истории русского искусства. Фрески, датированные 1641 годом, выполнены одним из лучших отечественных стенописцев Любимом Агеевым, участвовавшим в росписи Успенского собора Московского кремля. На северной паперти – фрески, созданные костромскими и ярославскими мастерами в 1650 году – интересный образец перехода от сурового средневекового стиля к многословному барокко.

Справа от Успенского собора располагается мощная четырехстолпная церковь Архангела Гавриила, построенная в 1531-1534 годах Василием III в благодарность за рождение у него сына – Ивана Грозного. С церковью Архангела Гавриила соединяется массивная невысокая колокольня (1757-1761 гг.), к которой с северо-запада примыкает квадратная одностолпная трапезная палата с церковью Введения (1519 г.). В южном углу Успенского монастыря, в окружении Больничных палат и келейного корпуса стоит небольшая, но очень изящная церковь Евфимия (1653 г.) с деревянным шатровым покрытием.

В XVI веке взамен деревянных укреплений монастырь обнесли сохранившимися до сих пор каменными стенами в два яруса (до 5.2 метра высоты и до 1.5 метров толщины). Были построены две надвратные церкви и четыре угловые башни: Свиточная, Грановитая, Мереженная, и Круглая. Башни достигали 15 метров высоты и имели до 60 амбразур. Позже башни перестраивались, и сегодня мы видим более поздние их варианты. Исключение составляет Свиточная башня, сохранившаяся полностью. В мирное время для военных сооружений находилось соответствующее занятие. Монахи жили в некоторых башнях, использовали их как хозяйственные постройки.

Со стороны Сиверского озера парадный вход в монастырь охраняли Водяные ворота с надвратной трехглавой церковью Преображения (1595 г.).
Вход со стороны города осуществлялся через Святые ворота (1523 г.) с одноглавой надвратной церковью Иоанна Лествичника (1572 г.). Изначально ворота венчались башенкой, и для постройки надвратной церкви их конструкция была усилена понижением подпружных арок и постановкой круглых пристенных столбов.

К Святым воротам, которые служили парадным въездом в Большой Успенский монастырь, по сторонам пристроены каменные двухэтажные палаты 17 века.

С востока к Большому Успенскому монастырю примыкает Малый, или Горний Ивановский монастырь. Он образовался вокруг холма, на котором изначально поставили крест и срубили деревянную часовню основатели монастыря Кирилл и Ферапонт. Это место в середине XIX века отмечено двумя каменными сенями, нарывшими воспроизведенные в дереве часовню и крест.

На вершине холма в 1531-1534 годах также на средства Василия III поставили одноглавую церковь Иоанна Предтечи, а рядом с ней на склоне разместилась одноглавая церковь Сергия Радонежского с трапезной палатой (1560-1594 гг.); обе эти церкви первоначально были двуглавыми.
Вокруг Ивановского монастыря стены были ниже - до 4 метров и тоньше - всего метр. Всего в ограде было 4 башни, из которых сохранилась лишь одна - Котельная (Глухая), выходящая к озеру. Она внешне напоминает Свиточную, но приземистее и шире ее. Итак, более 1000 метров крепостных стен, 735 бойниц, восемь башен, трое укрепленных ворот, плюс выгодное положение на берегу озера давали возможность населению Кириллова смотреть в будущее с оптимизмом.

Укрепления особенно пригодились жителям Кириллова в Смутное время. Столица края – город Белозерск был разорен и сожжен польско-литовскими войсками, а Кириллов оказался врагу не по силам. Благодаря мощным укреплениям монастырь, в течение шести лет (с 1612 по 1618 годы) осаждаемый интервентами, так и не был взят. Однако он понес серьезный урон: до 90% жителей монастырских слобод были убиты, хозяйства разграблены, деревни сожжены. Оправиться от бедствий войны монастырь смог лишь к 30-м годам XVII века. Он опять стал разрастаться, строились новые церкви и хозяйственные постройки. В середине XVII века монастырю уже принадлежали 20 тысяч крепостных.

В 1648 году, по просьбе царя Алексея Михайловича, в монастыре укрывают от московского восстания его воспитателя боярина Бориса Морозова. За оказанную услугу царь отпускает монастырю огромную сумму на возведение новых стен - 45.000 рублей. В итоге с 1654 по 1680 год монастырь обрастает еще одним оборонительным полукольцом - стенами Нового Города. Они имеют трехъярусное галерейное устройство, на углах сооружены массивные многогранные башни, в середине стен – четырехгранные проездные башни. 732 метра десятиметровых стен, при толщине до 7 метров, башни диаметром 20 метров и высотой около 40, плюс модернизация старых укреплений с учетом развития артиллерии.

Все это создало предпосылки для дальнейшего использования этих строений в качестве тюрьмы. Мощь Российского государства возрастала, внешние враги на далекий север больше не проникали, а внутренний враг - всякого рода бунтари и раскольники всегда были в изобилии. В 16 веке в монастырь были сосланы князья Воротынские, московский митрополит Иоасаф Скрипицын, бояре Шереметьевы и др. Привилегированные узники, такие как отстраненный от должности патриарх Никон (года заточения - 1676 - 1681), содержались в хороших условиях. Для менее известных "злодеев", применялась земляная тюрьма, с вредным для здоровья климатом.

Сегодня въезд в Кирилло-Белозерский монастырь устроен через Казанскую башню, от которой идет прямая аллея к воротам Старого Города. Застройка на территории Нового Города до наших дней не сохранилась. Там теперь размещены памятники деревянного зодчества, доставленные из окрестностей Кириллова: церковь Ризположения из села Бородавы (1486 г.) и ветряная мельница из деревни Щелково (19 в.).

По воспоминаниям П.И.Челищева, посетившего монастырь в 1791 году, богослужение велось в обоих Успенских и Введенском соборах. В остальных храмах службы совершались лишь в их престольные праздники, вследствие чего они имели весьма запущенный вид: выбитые стекла, грязь, хлам, следы проживания птиц...

После своего наивысшего расцвета в эпоху Ивана Грозного монастырь больше не достиг подобной славы. К 1917 году в нем оставалось лишь 7 монахов и 10 послушников. В 1924 году монастырь был закрыт, а на его территории размещен Кирилловский краеведческий музей, преобразованный в 1968 году в Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. В последнее время музей соседствует с монастырем. В Ивановский монастырь вновь пришли иноки. Проводятся богослужения в церкви Кирилла Белозерского.

Ферапонтов монастырь

В 20 км от города Кириллова, на высоком холме между двух озер расположился Ферапонтов монастырь - дивный камерный ансамбль, известный прежде всего благодаря росписям своего главного собора, выполненным знаменитым Дионисием.

Основатель монастыря, преподобный Ферапонт (в миру Феодор) родился в 1337 году в Волоколамске. В юном возрасте он принял постриг в московском Симоновом монастыре, где и прожил до 60-летнего возраста. За эти годы по различным монастырским делам ему неоднократно приходилось бывать в Белозерье. Ферапонт знал и любил эти края, поэтому неудивительно, что, покинув монастырь в 1397 году вместе со своим другом, преподобным Кириллом Белозерским, он отправился именно сюда.

Вместе они выкопали себе келью на берегу Сиверского озера, положив начало Кирилло-Белозерскому монастырю. Однако уже через год Ферапонт покинул Кирилла и основал свою собственную обитель на холме между Бородавским и Паским озерами. В те давние времена эти озера не были замкнутыми, а имели выход по речке Бородаве в бассейны больших рек - Северной Двины и Волги.

Расчистив лес, Ферапонт поставил келью и обнес ее оградой. Жизнь монаха-отшельника была нелегкой: ежедневный тяжелый труд, чтобы добыть себе пропитание, постоянный страх стать жертвой лесных зверей и разбойников. Но вскоре люди потянулись к новой обители, стали селиться неподалеку, к преподобному присоединились другие иноки. Был построен первый храм - в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Ферапонт с Кириллом продолжали общаться, советоваться по поводу всех своих начинаний. Но развивались Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри, появившиеся один за другим в 1397 и 1398 годах, совершенно по-разному. Первый превратился в мощную крепость с множеством храмов, пользующуюся покровительством самых богатых и влиятельных людей государства, а второй остался крошечным белокаменным городком на высоком холме.

Через 10 лет после основания монастыря, в 1408 году, по просьбе белозерского и можайского князя Андрея Дмитриевича, Ферапонт переселился в Можайск, где основал еще один монастырь - Лужецкий. Там же он и скончался в 1426 году, в возрасте 89 лет.

В то же время Ферапонтов монастырь не был такой уж уединенной отшельнической обителью. Конечно, владения его не могли сравниться с Кирилловскими, но, тем не менее, в XVII веке монастырю принадлежали 4 села, 2 сельца, 54 деревни, 12 селищ и 95 пустошей, также за ним числилось 324 крестьянских двора.

Главное сооружение Ферапонтова монастыря - собор Рождества Богородицы, построенный в 1490 году взамен более ранней деревянной церкви. Это второе по времени каменное сооружение Белозерья.

Бесценное достояние собора - его стенопись, выполненная в 1502 году иконописцем Дионисием с сыновьями - Феодосием, Владимиром и Андреем. Техника выполнения фресок была общепринятой на Руси. Сначала по сырой штукатурке быстро наносился рисунок, потом делались подкладки под основные тона. По высыхании живопись завершали темперными красками, основу которых составляли протертые минералы, замешанные на яичном желтке.

Выбор сюжетов росписи традиционен. В куполе - Господь Вседержитель, ниже, в простенках светового барабана - шесть архангелов, еще ниже, в медальонах - праотцы. В парусах (треугольные элементы свода на переходе от четверика к барабану) согласно канону изображены четыре евангелиста. На сводах собора - сюжеты на евангельские тексты. На западной стене размещена композиция "Страшный суд". На опорных столпах - воины-мученики. Южная и северная стены, согласно канону, допускают несколько большую свободу. Дионисий разместил на них композиции на тему "Семь Вселенских соборов", на которых в IV-VIII веках были утверждены основные христианские догматы.

В конхах алтарных апсид изображены Богоматерь с Младенцем на троне, Николай Чудотворец и Иоанн Предтеча.

Помимо особого мастерства живописной техники, фрески поражают необычайной внутренней силой, от них исходящей. Именно это ставит их автора Дионисия в ряд с гениальными живописцами его эпохи - мастерами итальянского Возрождения.

В наши дни этот уникальный памятник фресковой живописи открыт для посещения в теплое время года при небольшой влажности воздуха. Ради поддержания оптимального температурно-влажностного режима посетителей в собор впускают группами не более пяти человек.

Позднее в монастыре появились еще несколько церквей. В 1530-1534 гг. была построена церковь Благовещения с трапезной палатой, где на общую трапезу собиралась вся братия. Ее строительство, очевидно, связано со знаменитой поездкой Василия III с женой Еленой Глинской в декабре 1528 года по заволжским монастырям, когда царская чета молилась о даровании им наследника. Долгожданный сын, будущий Иван Грозный, родился 24 августа 1530 года и впоследствии дважды побывал в Ферапонтове в 1547 и 1551 годах, во время своих посещений любимого им Кириллова монастыря. Он же был самым щедрым жертвователем в Ферапонтов монастырь.

В 1640 году к южной стене собора Рождества Богородицы была пристроена шатровая церковь Мартиниана. Игумен Мартиниан управлял монастырем, с небольшим перерывом, с 1430 по 1483 год. Его почитали в монастыре как второго основателя.

Около 1690 года церкви Благовещения и Рождества Богородицы были соединены каменными двухэтажными переходами, в середине которых поставили колокольню. В 1649 году были выстроены двухпролетные Святые ворота с надвратными церквами Богоявления и Ферапонта, увенчанными двумя изящными одинаковыми шатрами. Интересно, что если присмотреться к шатровым завершениям и всему фасаду, легко заметить, что он асимметричен. Однако, с учетом восприятия главного входа в монастырь не с фронтальной позиции, а с угла, с подъездной дороги, эта асимметрия придает всему сооружению гармоничный облик.

С 1668 года надвратная церковь Богоявления служила домовой церковью опальному патриарху Никону, проведшему в Ферапонтове 10 лет. В 1674 году для него даже было начато строительство обширных трехэтажных каменных келий, но оно не было завершено, поскольку в 1676, после кончины царя Алексея Михайловича, Никон был переведен на тюремное положение в Кирилло-Белозерский монастырь.

После этого экономическое положение монастыря стало быстро ухудшаться. В 1764 году, когда по указу императрицы Екатерины II проводилась "инвентаризация" российских монастырей, он был отнесен к разряду третьеклассных, и едва избежал упразднения. По существу, из-за недостатка монахов и средств на содержание он был обречен на вымирание. Что и случилось в 1798 году, когда указом Святейшего Синода монастырь был упразднен и превращен в обыкновенный сельский приход.

В течение целого века Ферапонтов монастырь пребывал в запустении, и лишь в 1904, по ходатайству игуменьи Таисии из Леушинского монастыря города Мологи, Синод разрешил учредить в Ферапонтове женский монастырь "с таким числом инокинь, какое обитель в состоянии будет содержать на свои средства". Запущенные и полуразрушенные монастырские постройки начали постепенно восстанавливаться. Благодаря энергии игуменьи Таисии удалось привлечь к восстановительным работам знаменитых историков и архитекторов, членов императорской Археологической комиссии. Именно это позволило сберечь уникальные фрески Дионисия от позднейших дилетантских поновлений. Реставрационные работы проводились только отмыванием росписей.

Однако "вторая жизнь" монастыря была недолгой. После революции монастырь вновь был упразднен. К счастью, он не подвергся разрушению, и его уникальная стенопись уцелела. Ныне Музей фресок Дионисия привлекает в Вологодскую область туристов из всех уголков земли.
В сентябре 1990 года Богоявленский храм был передан общине верующих села Ферапонтово. Остальные постройки, ради сохранения уникальных древнерусских фресок, должны сохранить статус музея. В августе 1992 года патриарх Алексий II, посетивший Ферапонтов монастырь, благословил труды хранителей музея и реставраторов.

Воскресенский монастырь в Горицах

Село Горицы расположено в 7 км от Кириллова на берегу Шексны, которая соединяет Белое озеро с Волгой и является составной частью Волго-Балтийского канала. Здесь находится Воскресенский девичий монастырь.

Монастырь был основан в 1544 году княгиней Евфросиньей Старицкой "как место душевного успокоения и служения Богу". На деньги Старицких в том же году здесь был возведен соборный храм Воскресения. К этому времени два древнейших монастыря края - Кирилло-Белозерский и Ферапонтов - существовали уже полтора века. В Ферапонтове были возведены оба главных монастырских храма, а в Кириллове стояло уже пять каменных церквей.
По существу, история Гориц - это трагедия, начавшаяся со времени основания обители. Своих родственников князей Старицких Иван Грозный считал соперниками и претендентами на престол. Будучи человеком неуравновешенным и подозрительным, он решил расправиться с беспокоившим его семейством. Князь Владимир Старицкий, двоюродный брат царя, вместе с женой и детьми был убит, а его мать Евфросинью насильно постригли в монахини под именем Евдокии и в 1563 году сослали в основанный ею Горицкий монастырь.

Однако на этом жестокий царь не успокоился. Через 6 лет он направил в Горицы отряд опричников, которые ночью напали на монастырь и учинили жестокую расправу. Княгиню Евфросинью вместе с 11 другими монахинями расстреляли из пищалей и порубили саблями, а тела их были брошены на корм собакам.

Нападение на женский монастырь считалось тягчайшим грехом. А в то же самое время лицемерный царь поведывает старцам Кириллова монастыря о тайном желании принять постриг.

Однако этого не происходит. Вместо монашества Иван IV бесконечно меняет жен. Надоевших ему женщин он ссылает в различные монастыри. Четвертая супруга царя - Анна - оказалась в Горицах. Туда же попала восьмая по счету жена Ивана Грозного - Мария Нагая. Правда, это случилось уже после смерти царя. Вначале Мария была вместе с сыном, царевичем Димитрием, отправлена в Углич. После трагической гибели царевича, Борис Годунов, которому большинство историков приписывают убийство, ухитрился горе матери обратить в ее вину. За то, что "недоглядела" за сыном, он велел постричь ее в монахини, и она тоже оказалась в Горицком монастыре. А несколько позже по иронии судьбы в Горицы попала дочь самого Бориса - царевна Ксения.

В XVI веке монастырь приобрел дурную славу за вольность нравов обитательниц. Случалось и воровство, и распущенность, и пьянство среди отдельных монахинь. Известны даже факты рождения детей...

Однако, как было сказано, многие женщины попадали сюда не по доброй воле. А насильно переделать человека невозможно. Отсюда и случаи поведения, недостойного монашеского звания.

Те же, кто приходили в обитель, следуя внутреннему предназначению духовной, аскетичной жизни, не были так заметны и остались в безвестности.
Впрочем, и у Горицкого монастыря был свой золотой век. С момента основания Горицкая обитель была достаточно состоятельна. Она получала жалование, владела землями, угодьями, перевозом через Шексну, что давало немалый доход. Да и "сильные мира сего" направляли пожертвования за содержание знатных ссыльных. И все же к началу XIX века монастырь постепенно пришел в экономический упадок.

В 1810 году обитель возглавила игуменья Маврикия (в миру белозерская помещица Мария Ходнева), которая за короткое время сумела возродить монастырь и превратить его в одну из самых выдающихся и известных женских обителей в России. В 1915 году путешественник С. Перов отмечал: "Ряд мастерских с производством икон, шитых и тканых предметов одежды и убранства, обуви. Огромная хлебопекарня. Культура цветов: садовых и комнатных. Прекрасное полевое хозяйство и даже своя пристань по Шексне". "Монастырь утопал в цветах", - вспоминают местные жители.
Но близился 1917 год, а с ним - гибель монастыря.

Красноармейский отряд, как когда-то опричники Ивана Грозного, ворвался в монастырь. Монахинь посадили на старую баржу, спустили вниз по Шексне и затопили. Но, к счастью, некоторым монахиням удалось спастись. Обладая даром предвидения, игуменья Калерия вовремя увела их, и они успели укрыться в окрестных деревнях. Еще несколько лет инокини прожили в монастыре, а в 1932 году он был окончательно закрыт.

По воспоминаниям местных жителей, матушка Калерия предсказывала и войну, и голод, и то, что на месте Троицкого собора будут пляски (ныне в здании собора - сельский клуб). Но она же говорила и о том, что все это временно, и монастырь возродится в былой своей славе.

В 1997 году в обитель снова пришли монахини. Местные жители пытаются на свои средства возродить один из храмов - Введенскую церковь. Но средств и сил нескольких монахинь не достаточно для восстановления всего комплекса, и большая часть монастыря до сих пор в запустении.

В истории этих северных монастырей прослеживаются общие черты. Хотя основаны они в разные годы и при разных обстоятельствах, у всех их были периоды расцвета и упадка, примерно совпадавшие по времени. "Золотым веком" для всех этих обителей был период правления Василия Третьего и Ивана Грозного, на который приходится экономический расцвет края. Все они пострадали от польско-литовского нашествия в 1612-1613 годах, но, обладая неплохим экономическим потенциалом, быстро восстановились. Постепенный упадок и запустение постигли их к концу XVIII века, некоторые из них были упразднены, в оставшихся число братии сократилось до минимума. И все они пережили второй расцвет в середине - конце XIX века, оборвавшийся революцией и последующими годами советской власти.