PDA

Просмотр полной версии : Великий Новый Город


MartovskiyKOT
19.08.2009, 20:57
5256
Возникновение города Заселение территории в границах современного Новгорода относится ко второй половине IX – X вв. В то время военно-административный центр Приильменья находился у самого истока реки Волхов. Здесь размещался укреплённый посёлок (городище), контролировавший движение по транзитным водным путям Восточной Европы: из Балтийского моря по Волжскому пути на арабский Восток и по пути «из варяг в греки» – на юг в Византию. С начала XIX века это место известно под названием «Рюриково Городище». В 1999 г. Городище вошло в административные границы Великого Новгорода.

В середине – второй половине X века начинается активное заселение берегов Волхова ниже Городища. Глинистые почвы и холмистый рельеф вынуждали первых поселенцев мостить уличные настилы и дворы, развивать системы дренирующих канав и водостоков.

Планировка древнейшего города была ориентирована на главную транспортную магистраль – реку Волхов. На левом берегу (Софийская сторона) сеть уличных настилов развивалась параллельно и перпендикулярно реке, планировочной доминантой здесь стал кафедральный собор Святой Софии (1045-1050 гг.). На правом берегу помимо осевой Славной улицы центром стяжения уличных трасс был Торг, первоначально находившийся несколько южнее Ярославова Дворища.

Уже в XI веке оформились основные административные районы города – концы. На Софийской стороне их было два – Неревский и Людин, и один – Славенский – на Торговой стороне.

Появление Великого моста (приблизительно на месте современного пешеходного моста), строительство городской крепости – детинца, а также бурный территориальный рост города уже в XII веке привели к изменению планировки Софийской стороны, которая стала приобретать радиальный характер.

К XIII веку пространство между Неревским и Людиным концами получает название «загородья» и впоследствии приобретает статус Загородского конца. Ещё один конец – Плотницкий формируется в XII-XIII веках на Торговой стороне, к северу от Славенского конца. Городские концы обладали собственной администрацией и составляли основу демократического устройства Новгородского государства XIV-XV вв. в виде пропорционального представительства концов в высших институтах власти: выборных должностях посадников и тысяцкого.

На развитие планировки Новгорода активно влияло строительство церквей и монастырей, как внутри города, так и за его пределами. Приходские церкви Новгорода были объединены в соборные участки: в XV веке город делился на семь таких участков, объединявших более 160-ти церковных престолов.

В 1372 году начинается сооружение вала и рва Окольного города, замкнувшего границы средневекового города. Общая длина этого земляного укрепления составила более семи километров. Каждая городская улица выходила за город через каменную проездную башню, а благодаря продуманной системе водных рвов и естественных проток было обеспечено дренирование городской территории и зарезервированы участки для дальнейшего развития Новгорода. С 1360-х гг. город начинает именоваться в официальных документах «Великим Новгородом».

Дальнейшее развитие городской планировки происходило за счёт формирования пригородных слобод или «запольев», выплёскивавшихся за границы Окольного города вдоль расходившихся от городских улиц дорог. Так возникли Запольская улица, слобода Кожевники и заполья – Прусское, Чудинцевское, Никитинское.

Новгород в XVI-XVII вв.

После присоединения Новгорода к Москве в 1478 году Великий князь Иван III предпринял ряд мер по благоустройству города. В первую очередь был перестроен Кремль (1484-1490-е гг.), в котором разместился царский наместник (воевода). В 1508 году в город прибыл боярин Бобр, которому было поручено урядить торги, ряды и разметить улицы «по-московски». В XVI веке город пережил несколько страшных пожаров, но в целом его экономика, жилое и храмовое строительство процветали вплоть до опричного разгрома города Иваном Грозным в 1570-м году. В ходе неудачной для России Ливонской войны в 1582 г. вокруг Кремля были возведены мощные земляные бастионы (Малый земляной город), на месте которых сейчас существует Кремлевский парк. Упадок города довершила шведская оккупация 1611-1617 гг., после которой на Софийской стороне оставалось всего 25 дворов, а на Торговой чуть более 100.

На рубеже XVII-XVIII вв. центральная часть города украшается комплексом административно-торговых зданий: строятся каменный Воеводский двор в Кремле, полукаменный мост через Волхов, ансамбль Гостиного двора на Торговой стороне.

Перепланировка XVIII в.

На протяжении всего XVIII века в Новгороде предпринимались попытки провести перепланировку города в соответствии с изменившимися представлениями о градостроительстве. Вслед за столичным Петербургом, в Новгороде, как и в других российских городах, составляются планы т.н. «регулярной планировки». Генеральный план 1778 г., составленный Н. Чичериным и подписанный императрицей Екатериной Второй, предусматривал сохранение на Софийской стороне радиально-полукольцевой планировки, а на Торговой стороне Новгорода – прямоугольной. Несмотря на то, что реализация этого плана до сих пор не доведена до конца, исторический центр Новгорода в целом сохраняет планировку, заложенную проектными чертежами XVIII века.

Современный Новгород

На протяжении XVIII-XX веков в Новгороде развивалось каменное строительство. Новый этап в строительной истории города наступил после Великой Отечественной войны, в ходе которой Новгород и его архитектурные памятники были практически полностью разрушены.

В 1945 году известным архитектором А.В.Щусевым был разработан генеральный план развития Новгорода, предусматривавший сохранение исторических основ его градостроительства и развитие историко-музейной инфраструктуры. Но уже в 1950 годы город начинает стремительно застраиваться промышленными объектами и блочными жилыми домами, многократно увеличивается в размерах и утрачивает многие древние элементы своей планировки, такие как реку Гзень, Фёдоровский ручей, участки вала и рва Окольного города.

В 1980-1990-х гг. начинается современный этап градостроительных изменений – город стремительно расширяется в северном и западном направлениях, в историческую часть внедряется стилистически разнородная, преимущественно частная застройка, возникают и посёлки-пригороды с коттеджной застройкой.

В 1999 году городу возвращено название «Великий Новгород».

5257 Губернаторский Дом
5258 Никольский Собор
5260 Знаменский собор
5261 Памятник 1000-летия России

Laguna2
19.08.2009, 22:39
У Вас уже дороги построили?? Или как остались с 1945-го так и без изменений????:wacko2:

MartovskiyKOT
20.08.2009, 12:36
У Вас уже дороги построили?? Или как остались с 1945-го так и без изменений????:wacko2:

Остряк

Laguna2
20.08.2009, 13:15
Остряк


Да просто город то хороший.... Но проехать по нему проблема....Колёса всё время квадратные становятся, Вот и интересуюсь, изменилось что нить или нет??? За последние пол года- год

MartovskiyKOT
20.08.2009, 14:39
Да просто город то хороший.... Но проехать по нему проблема....Колёса всё время квадратные становятся, Вот и интересуюсь, изменилось что нить или нет??? За последние пол года- год

дак у нас в этом году в сентябре юбилей города, новгород в новых дорогах :dance2:

god1941
20.08.2009, 14:48
подъезды к городу тоже сделали?


Мот, тада рванули в Новгород?

MartovskiyKOT
20.08.2009, 15:04
подъезды к городу тоже сделали?


Мот, тада рванули в Новгород?

И с трасы М-10 РОССИЯ И со стороны питера всё зделали замечательно :good:

Sergio
20.08.2009, 15:06
И с трасы М-10 РОССИЯ И со стороны питера всё зделали замечательно :good:
А объезд Новгорода по E95 доделали?

god1941
20.08.2009, 15:08
А объезд Новгорода по E95 доделали?

:grin:

Laguna2
20.08.2009, 15:18
А от Пскова, через Шимс как дела обстоят??? А то в марте месяце было очень плохо....

god1941
20.08.2009, 15:20
никто не знает, дорогу от терминала до бани когда сделают?

MartovskiyKOT
20.08.2009, 15:26
А от Пскова, через Шимс как дела обстоят??? А то в марте месяце было очень плохо....

Да вроде бы стараюца, говорили что с шимска будут ложить до новгорода, счас у нас псковская перекрыта там расширяют делают всё как положено, въезд в новгород со стороны шимска через объездную, М10-Е95 сделали подъезд M-10 Сделали подъезд